Яблочный спас
Православная беседа
19 августа по современному летоисчислению Русская православная церковь отмечает один их важнейших христианских праздников - Преображение Господне, который установлен в память об описанном в Евангелии Преображении Иисуса Христа.
18 августа 2016 года в Межпоселенческой библиотеке оживленно прошла православная беседа на тему православных праздников на Руси. Мероприятие проведено совместно молодежным центром, образованием, священнослужителями.
На встречу с молодежью ст. Динской был приглашен о. Павел –священнослужитель Свято-Вознесенского храма ст. Пластуновской. О. Павел поведал о том, что Преображение Господне - это описанное в Евангелиях явление божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, когда те молились на горе Фавор. Согласно богословской традиции, Преображение Господне - это явление Бога-сына, в присутствии которого Бог - отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого духа, то есть это откровение всех лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что во Христе соединены две сущности - божественная и человеческая.
Начало празднования Преображения Господня относится к раннехристианским временам — до 5 века. На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней года. В это время в деревнях устраивали большие праздники, отмечая не только религиозный праздник, но и встречу осени. Вечером крестьяне наблюдали заход солнца. Как только светило касалось горизонта, начинали петь песни. В этот день устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками. Кроме того, люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирых. Тех, кто нарушал этот обычай, считали людьми непорядочными. В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. «Пришел Спас — бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас», — подмечали наши предки. Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края. По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.
Начало празднования Преображения Господня относится к раннехристианским временам — до 5 века. На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней года. В это время в деревнях устраивали большие праздники, отмечая не только религиозный праздник, но и встречу осени. Вечером крестьяне наблюдали заход солнца. Как только светило касалось горизонта, начинали петь песни. В этот день устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками. Кроме того, люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирых. Тех, кто нарушал этот обычай, считали людьми непорядочными. В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. «Пришел Спас — бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас», — подмечали наши предки. Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края. По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.
Зав. отделом обслуживания Межпоселенческой библиотеки И. Новикова познакомила с книгами о православных праздниках. Согласно преданиям яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. В произведениях И. Шмелева описывается, В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.
Встреча всем понравилась. И в завершении все угощались освещенными яблоками. |